Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках.
Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и печатным художественным словом.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
В прежние времена существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал книгу, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она уходит в прошлое. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя.
Рекомендации родителям при чтении книг детям
В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения – общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга. Как бы ни была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.
-
Чаще страивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
-
Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
-
Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
-
Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, сказки, фантастика или приключения.
Правила, с которыми нужно считаться, чтобы приучить ребенка к чтению
1. Читайте ребенку вслух с самого раннего возраста и даже если ему 10 лет. Не хочет ребенок читать вслух потому, что это трудно. Но при чтении вслух работает мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации.
2. Выясните наклонности своего ребенка, что ему нравится. Вы ему шикарную книгу сказок, а ему понравилась самая невзрачная, с плохой полиграфией, книга загадок или оригами.
3. Покупайте книги, дарите книги, получайте их в качестве подарка. «Книга - лучший подарок» - эта фраза очень актуальна и сейчас.
4. Оставляйте печатные материалы везде, где только возможно, где ребенок их увидит, даже если это ксерокопия какого-то рассказа или сказки.
5. Приучать ребенка нужно с небольших рассказов, книг, сказок, чтобы у него формировалось чувство законченности и удовлетворенности.
6. После просмотра фильма, мультфильма предложите почитать книгу и сравнить, совпадает сюжет книги и сюжет фильма. Посмотрев документальный фильм о динозаврах или о путешествиях, предложите ребенку книгу на эту тему. Он может только посмотреть картинки и не читать в этот раз, но в следующий раз его это обязательно заинтересует.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
-
Наполните день ребенка потешками, прибаутками, приговорками.
-
Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.
-
Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
-
Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
-
Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
-
Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ
-
Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
-
Не читать во время еды.
-
Не загибать листы, пользоваться закладкой.
-
Класть книгу только на чистый стол.
-
Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
-
Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.
КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ
-
Объясните перед чтением или во время его трудные слова.
-
Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
-
Что нового, интересного узнал?
-
Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.
-
Как описана природа?
-
Какие слова и выражения запомнились?
-
Чему научила книга?
-
Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду.
-
Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.