МБДОУ "Детский сад № 9 "Золотой ключик", Кемеровская область, город Междуреченск, улица Интернациональная 13А
8(38475) 3-99-41
02.06.2018

«Влияние родительских установок на формирование личности ребёнка»

02.06.2018

     Душевная жизнь человека чрезвычайна сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое - сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки.

   Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
     В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

     Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

     Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

     Ниже приведены примеры наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

     Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

   Негативная установка: "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". Последствия: Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. Позитивная установка: "Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!

      Негативная установка: "Горе ты моё!" Последствия: Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение кокружающим, отчуждение, конфликты с родителями. Позитивная установка: "Счастье ты моё, радость моя!"

     Негативная установка: "Плакса-Вакса, нытик, пискля!" Последствия: Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжениеПозитивная установка: "Поплачь, будет легче…".

    Негативная установка: "Вот дурашка, всё готов раздать…". Последствия: Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. Позитивная установка: "Молодец, что делишься с другими!".

    Негативная установка: "Не твоего ума дело!". Последствия: Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. Позитивная установка: "А ты как думаешь?".

      Негативная установка: "Ты совсем, как твой папа (мама)…". Последствия: Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. Позитивная установка: "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

      Негативная установка: "Ничего не умеешь делать, неумейка!". Последствия: Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. Позитивная установка: "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

   Негативная установка: "Не кричи так, оглохнешь!" Последствия: Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтностьПозитивная установка: "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

      Негативная установка: "Неряха, грязнуля!". Последствия: Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. Позитивная установка: "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" 

     Негативная установка:  "Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). Последствия: Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. Позитивная установка: "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

   Негативная установка: "Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". Последствия: Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. Позитивная установка: "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

     Негативная установка: "Уйди с глаз моих, встань в угол!" Последствия: Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. Позитивная установка: "Иди ко мне, давай вовсём разберёмся вместе!"

   Негативная установка: "Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". Последствия: Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. Позитивная установка: "Держи себя в руках, уважай людей!".

     Негативная установка: "Всегда ты не вовремя подожди…". Последствия: Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. Позитивная установка: "Давай, я тебе помогу!"

   Негативная установка: "Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". Последствия: Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. Позитивная установка: "Смелее, ты всё можешь сам!".

     Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: